Редакция ПЛ продолжает цикл интервью, посвященный современному состоянию украинской онкологической службы. На вопросы «Приватного лікаря» отвечает первый украинский независимый клинический онколог, радиотерапевт, врач высшей категории, эксперт second opinion Татьяна Владимировна Рослякова.
ПЛ: Татьяна Владимировна, какой вы видите эффективную онкологическую службу в масштабах страны?
Татьяна Рослякова: На мой взгляд, эффективная онкологическая служба в масштабах страны – это система оказания специализированной помощи пациентам онкологического профиля, которая обеспечивает возможность для пациента получить своевременное и адекватное лечение, рекомендованное современными международными стандартами. Кроме того, данная система должна предусматривать предупреждение запущенных видов рака. Я не буду говорить о задачах профилактики возникновения рака – эти цели должны ставиться на уровне государства, и не столько медицина, сколько социально ориентированные институции должны проводить работу с населением по повышению санитарной и медицинской грамотности, учить людей бережно и ответственно относиться к своему здоровью, здоровью своих детей и близких. В целом общество должно задуматься о стоимости здоровья и учитывать возрастание расходов на здравоохранение. Без специальных государственных мероприятий – таких, как обязательные профосмотры, скрининги, и других форматов аудита здоровья наша страна и далее будет лидировать по темпам роста онкозаболеваемости.
Основной смысл персонализации – в индивидуальном подходе. Нет одинаковых пациентов. Даже если диагноз звучит одинаково, лечение может быть разным в зависимости от целого ряда нюансов.Татьяна Рослякова
ПЛ: С чего должно начинаться просвещение населения в вопросах рака, и каковы основные направления этой деятельности?
Татьяна Рослякова: Основные направления санпросветработы элементарны: это уроки здоровья в школах, колледжах, университетах, социальная реклама, привлечение публичных персон к участию в онкопрофилактических мероприятиях, телепрограммы с врачами – лидерами мнений, публикации в СМИ и широкое освещение проблем с онкозаболеваемостью. Ну, и запрет на продажу без рецепта рецептурных препаратов – самолечение населения, на мой взгляд, имеет больше негативных последствий, чем приносит пользы.
ПЛ: А что касается работы с врачами – не онкологами?
Татьяна Рослякова: С врачами первичного звена нужно проводить отдельную работу, потому как именно на их плечи ложится ответственность за результаты ведения пациента, за выявление рисков развития рака и обнаружение визуальных форм онкопатологии. Семейные врачи ведут пациентов годами, в то время как мы, онкологи, часто получаем пациента с третьей-четвертой стадией процесса.
ПЛ: Татьяна Владимировна, мы знаем, что вы сторонник мультидисциплинарного подхода. В чем преимущества данного подхода в лечении рака, по вашему мнению?
Татьяна Рослякова: Лечение онкологического пациента исходно требует участия нескольких специалистов:
- клинического онколога
- лучевого терапевта
- лучевого диагноста
- онкохирурга
- химиотерапевта
- онкопсихолога
- специалиста по коморбидной патологии
Главное преимущество мультидисциплинарного подхода состоит в том, что принятие решений в отношении плана лечения основывается на комплексной оценке состояния организма и его резервов.
Симбиоз знаний, навыков, опыта и интуиции профессионалов улучшает клинические результаты – а это значит, что у пациентов больше шансов на излечение или ремиссию, на более высокие продолжительность и качество жизни.
ПЛ: Сейчас много говорят о персонализированном подходе в лечении рака. Какой именно смысл вы вкладываете в эту парадигму?
Татьяна Рослякова: Для меня основной смысл персонализации – в индивидуальном подходе. Нет одинаковых пациентов. Даже если диагноз звучит одинаково, лечение может быть разным в зависимости от целого ряда нюансов, вплоть даже до психологического настроя человека с онкозаболеванием.
ПЛ: С точки зрения науки, персонализированный подход на чем основывается?
Татьяна Рослякова: С точки зрения науки, персонализированный подход основывается в первую очередь на типе опухоли и ее локализации. Кроме того, при персонализированном подходе учитывается распространенность процесса, наличие/отсутствие метастазов, стадия процесса, предыдущее лечение и его результаты, наличие и тяжесть сопутствующей патологии, финансовые возможности. К сожалению, в Украине, где пациенты сами оплачивают лечение онкологического заболевания, приходится учитывать и экономические реалии. Иногда материальные возможности онкобольного определяют выбор лечебной тактики.
Мы, онкологи, в рамках персонализированного подхода должны бороться за сохранение максимального качества жизни пациента, и это особенно касается пациентов с третьей-четвертой стадией. При более ранних стадиях задача онкоспециалистов – дать пациенту шанс на выздоровление, сохранить эстетику тела, сберечь функциональность и работоспособность, в некоторых случаях – сохранить репродуктивные возможности, сексуальную привлекательность после вмешательств. Всё зависит от той уникальной комбинации факторов, которая возникает у конкретного пациента.
Флагманом в повышении доступности онкологического лечения в Украине сегодня является первый украинский онкофармацевтический сервис Хемотека, награжденный в 2019 году государственной премией за качество продукции. Это единственное в нашей стране предприятие, обладающее ультрасовременными лабораториями с высокоточным оборудованием и технологиями в соответствии с правилами GPP (Надлежащей аптечной практики).
Хемотека представляет собой инновационный химиотерапевтический компаундинговый центр, где осуществляется экстемпоральное приготовление растворов противоопухолевых препаратов для конкретного пациента по индивидуальному рецепту врача.
Сотрудничество врачей-онкологов и онкологических клиник с Хемотекой – залог успеха современного и своевременного онкологического лечения с минимальным количеством медицинских ошибок при проведении инфузионной терапии, гарантиями высокого качества и повышенной безопасности препаратов.
Гуманная ценовая политика Хемотеки делает лечение рака доступным для многих категорий пациентов.
Открытия генетики и молекулярной биологии дают всё больше возможностей для персонализированного лечения онкозаболеваний.Татьяна Рослякова
ПЛ: Учитывая украинские экономические реалии, мы понимаем, что онкологическое лечение – это затратное мероприятие, которое может себе позволить далеко не каждый пациент. Что, на ваш взгляд, в этом плане могло бы предложить государство?
Татьяна Рослякова: Я думаю, что государство должно финансировать национальные программы лечения рака – так, как это происходит в соседних странах, причем не более богатых, чем Украина. В нашей стране развитая фармацевтическая индустрия, которая могла бы производить генерики высокого качества, и государство закупало бы онкопрепараты у своих же производителей, обеспечивая лечение сотням тысяч украинцев. Но этого почему-то не происходит, хотя это одна из реальных возможностей для решения вопроса дорогостоящего лечения.
На сегодняшний день четвертая стадия – самая затратная, и очень немногие пациенты могут позволить себе лечиться.
В большинстве люди погибают, хотя могли бы жить, имея возможность обеспечить проведение химиотерапии. И это самое печальное. То же касается меланомы – заболевание на данный момент считается излечимым, но в Украине единицы могут позволить себе иммунопрепарат, обещающий успех в борьбе с этой опухолью.
ПЛ: Похоже на экономический триаж онкологических пациентов…
Татьяна Рослякова: При сегодняшних цифрах финансирования здравоохранения не предвидится адекватного бюджета на программы для закупок онкопрепаратов в необходимом объеме. И вопрос даже не в том, что якобы наша страна бедная. Мы не бедные. Это вопрос выбора национальных приоритетов. Наши налоги распределяются не в пользу здоровья нации. И это надо менять, привлекая внимание общества к проблеме онкологии.
ПЛ: Ваш прогноз относительно будущего онкологической науки и практического здравоохранения. Что нас ждет?
Татьяна Рослякова: Нас ждёт интересное будущее. Открытия генетики и молекулярной биологии дают всё больше возможностей для персонализированного лечения онкозаболеваний, и шансы на победу над многими видами рака растут год от года. Еще 20 лет назад, когда я пришла в онкологию, мы не наблюдали столь стремительного развития технологий. На сегодняшний день мы имеем в арсенале и микрооптику, и миниинвазивные вмешательства, и мощные лекарства, и возможность изучать не только целые опухоли, а даже их клоны и гистохимически разные фрагменты. Всё это вселяет надежду на то, что всё реже онкологический диагноз будет иметь трагические последствия для пациента.
Материал был опубликован в медицинском бизнес-журнале «Приватний лікар», №3 (49) 2021. Рубрика «Онкология с экспертом».